Типовой образец претензии можно скачать в конце данной статьи.
Претензия – требование, которое подается в письменной форме, обращенное к должнику о возмещении убытков. Является досудебным урегулированием разногласий.
Данный (досудебный) порядок носит обязательный характер, и если он не соблюдается, то иск могут оставить без рассмотрения.
В случае нежелания одной из сторон исполнить должным образом свои обязанности, предварительно уведомить, и предложить ответчику досудебно урегулировать конфликт все же стоит.
Таким образом, истец предупреждает в письменном виде о том, что он намерен обратиться в суд, а ответчик имеет достаточно времени для удовлетворения его требований, дабы избежать судебного разбирательства.
Срок подачи претензии
Определенных временных рамок для подачи претензии закон не устанавливает, только в отдельных примерах для каждой правовой отрасли, однако, срок исковой давности никто не отменял, и в него следует уложиться, общий срок установлен - 3 года.
Но имеются такие случаи, где временные границы для предъявления каких-либо требований при нарушении прав – определены, к примеру, в договорных обязательствах, они могут быть прописаны условиями договора. Впрочем, вам никто не запрещает, направить жалобу в организацию, и уже после подать иск в суд даже если сроки по договору истекли, главное уложиться в три года.
Срок исковой давности определен законом, и условиями договора не может быть изменен. В противном случае, данный договор будет ничтожен.
Приведем пример:
Вы купили тур - путевку у сомнительной компании, но за приятную цену, и по их вине ваш отпуск стал самым ужасным отпуском в жизни. По прилету у вас есть право взыскать с туроператора все ваши непредвиденные расходы. Предположим, что в договоре указан срок - 20 дней для подачи жалобы, если вам не удалось ее подать в течение этого времени, то можно обратиться в суд.
Еще пример:
Допустим, вы приобрели непродовольственный товар, однако он вас не устроил расцветкой, габаритами и т.д. В течение четырнадцати дней, не считая дня приобретения, у вас есть право подать претензию на обмен товара или же на возврат денег за него. Не стоит забывать и о гарантийных сроках, в течение которых также может быть подана гарантийная претензия.
Срок рассмотрения претензии
Чаще всего в условиях договора прописан срок рассмотрения претензии. Так, например по ОСАГО он определен – пять дней.
Однако если данный критерий не указан, то стороны спора, в соответствии с действующим законодательством, имеют разумный срок на рассмотрение требований, как правило – 30 дней, с момента, когда адресат получил претензию.
Но если условиями договора не установлен срок рассмотрения жалобы, то вы сами имеете полное право указать его в своих требованиях.
Законом также определены временные границы рассмотрения претензии для отдельных случаев. Например, вернуть уплаченные за товар деньги должны в течение 10 дней как было предъявлено соответствующее требование.