Это документ, который призван зафиксировать факт правоотношений по внешней перевозке груза морем.
Выдается перевозчиком и является основным товарораспорядительным и информационным документом, который необходим для прохождения таможни товара при морской перевозке.
Содержание коносамента
Им должна быть отражена суть сделки — передача груза для отправки его морским судом и обязательство по его вручению на месте прибытия получателю груза.
Данный документ должен иметь следующую структуру:
- данные перевозчика: его реквизиты и адрес;
- информация о месте погрузки: название порта и дата передачи груза;
- данные грузополучателя, его реквизиты и адрес;
- сведения о месте назначения, название порта выгрузки;
- описание груза, его характеристик, количество, вес, все данные должны соответствовать действительности;
- состояние груза, его упаковка;
- размер морского фрахта, порядок его оплаты;
- дата получения коносамента и место;
- количество существующих оригиналов данного документа.
Классификация коносаментов
По своей форме данный документ может различаться на:
- именной — содержит имя владельца и не может передаваться другому лицу;
- на предъявителя;
- ордерный — когда груз передается другому лицу путем передаточной записи на нем.
Чаще всего распространена последняя его форма. К нему так же могут быть приложены другие документы, которые необходимы для прохождения границы грузом, обязательное условие — это наличие страхового полиса.
При отправке товара морем могут быть использованы следующие виды коносаментов
- Долевой коносамент выписывается в тех случаях, когда грузополучателю по факту передается лишь часть груза, так какая-то часть распродается до ее передачи.
- Застрахованный коносамент — его применяют, когда груз отправляется в контейнерах и документ при этом всегда сопровождается страховым полисом.
- Линейный коносамент — выдается транспортной компанией, которая организует перевозки регулярным движением морского транспорта по расписанию.
- Коносамент с оговорками — используется, когда принимается груз с выявленными нарушениями в упаковке или в поврежденном виде.
- Местный коносамент — нужен для внутренней отчетности порта и не имеют товарораспорядительный характер.
- Прямой — покрывает прямой путь от порта загрузки до порта выгрузки.
- Сквозной — используется, когда груз подлежит передачи на другое судно в промежуточном пункте. При этом судна могут быть как одной компании перевозчика, так разных, имеющих между собой договоренности.
Ниже расположен типовой бланк и образец коносамента вариант которого можно скачать бесплатно.