Договор коммерческой концессии активно приобретает свою популярность на территории Российской Федерации. Хотя отрасли, где он может использоваться – до сих пор находятся на стадии развития.
Данный договор нередко, в юридической практике, да и в бытовом плане, именуют франшизой, хотя ГК РФ такого определения не содержит, а взято оно из законодательства зарубежный стран. В данной статье мы рассмотрим суть договора, порядок и особенности его заключения.
Особенности договора
Предметом концессионного договора является предоставление права контрагенту на использование какого-либо объекта интеллектуальной собственности для осуществления им предпринимательской деятельности с целью получения дохода.
По такому договору могут передаваться различного рода права, например, право на использование фирменного наименования, логотипа и т.д.
На практике все чаще такой вид договора заключается с лицом, владеющим магазином, рестораном, кинотеатром и т.д. для того, чтобы продавать его продукцию или предоставлять такие же услуги под его торговой маркой.
Для пользователя данный договор имеет выгоду в том, что нет необходимости тратить денежные средства и свое время ради раскрутки продукта, ведь правообладателем данная миссия уже исполнена.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что как для правообладателя, так и для пользователя, данный договор очень удобен и каждая из сторон сразу или с течением времени с помощью него сможет получить материальный доход.
Данный договор имеет ряд особенностей, которые необходимо упомянуть:
-
субъектами договора могут быть только предприниматели или организации, созданные ради получения прибыли;
-
обязательным является передача исключительных прав пользователю;
-
правообладатель обязуется осуществлять контроль за деятельностью пользователя, помогать с товаром, оказывать консультационные услуги по вопросам обслуживания, по качеству товара, подбору работников, оформления места продажи (ведь в случае неправильной ориентированности и совершения неправомерных действий пользователем, правообладатель может «потерять лицо», что ему невыгодно).
Порядок регистрации договора коммерческой концессии
Законодатель установил, что данный вид договора должен заключаться только в письменной форме, иначе он может стать недействительным, т.е. признан незаключенным и действовать не будет.
Еще одно важное условие, установленное гражданским законодательством – договор должен пройти процедуру регистрации в специализированном органе, а именно в Роспатенте. Если данное условие не будет соблюдено, то договор признается ничтожным.
Для регистрации договора необходимо обратиться в специализированный орган с заявлением, предварительно уплатив государственную пошлину и предоставив следующие документы:
-
оригинал договора концессии;
-
копию договора;
-
в случае ведения дел представителем – доверенность.