От совершения административных правонарушений не застрахованы даже самые внимательные и законопослушные граждане или представители организаций, поскольку такие деяния носят, безусловно, опасный характер, но степень их опасности не настолько значительна, как при совершении преступлений, а потому административные правонарушения зачастую совершаются по небрежности.
При этом важно знать, кто может привлечь правонарушителя к ответу за совершенные им деяния, которое подтверждается составляемым протоколом о совершении правонарушения.
Составление протокола об административном правонарушении
Важнейшим ограничением в совершении такого действия является то, что составлять такой акт имеет право, во-первых, только представитель государственного органа или муниципалитета, а во-вторых, очень часто к составлению протокола о нарушении конкретной нормы закона привязаны должностные лица определенного органа.
То есть, круг управомоченных лиц, с одной стороны ограничен требованиями нахождения на государственной, муниципальной службе, а с другой, весьма широк, поскольку должностей достаточно много.
К ней относятся и полиция, и таможня, и налоговые структуры, и экспертные органы и многие другие.
Составление протокола – процедура достаточно строгая.
Законом определено, что в нем обязательно указываются:
- факт административного правонарушения, его место и дата,
- время, место составления протокола,
- сведения о лице, в отношении которого составляется протокол, его объяснения,
- сведения о лице, составляющем акт (должность, фамилия, инициалы),
- сведения о свидетелях, потерпевших,
- статья закона, содержащая состав нарушения.
Статья 28.3 КоАП РФ и управомоченные по ней лица
Должностные лица различных органов имеют право составлять протоколы по ограниченному перечню правонарушений.
Так, сотрудники полиции составляют протоколы по факту, касающемуся:
- нарушения прав избирателя, наблюдателя, представителя СМИ на выборах;
- агитации в неположенные сроки, не имеющим права лицом или незаконными материалами;
- уничтожения агитационного и иного имеющего отношения к выборам, референдуму материала;
- подкупа избирателей;
- незаконной выдачи бюллетеня для голосования;
- незаконного усыновления ребенка или его незаконной передаче под опеку.
Сотрудники налоговых органов составляют протоколы по факту, касающемуся:
- нарушения срока, выделенного налоговым органом для постановки на учет;
- непредставления информации.
Сотрудники органов экспертного контроля составляют протоколы по факту, касающемуся:
- не предупреждения правонарушения, когда лицо могло предпринять меры для этого.
Сотрудники пограничных служб составляют протоколы по факту, касающемуся:
- самовольного оставления выдворяемого лица специального учреждения для его содержания до выдворения;
- организация массового пребывания на путепроводах, магистралях поездов и других непредназначенных местах;
- не предупреждения правонарушения, когда лицо могло предпринять меры для этого.