В современном бизнесе большое распространение приобрел такой вид деятельности, как франшиза. Далеко не каждый полностью понимает его значение.
Самое упрощенное его определение – это покупка готового бизнеса с возможностью пользоваться средствами материнской компании (что это и есть франшиза). В этой формулировке много размытостей и недосказанностей.
В данной публикации попробуем разобраться более детально в том, что несет в себе этот вид хозяйственной деятельности.
Основные плюсы
Во-первых, это право пользоваться товарным знаком, который предоставляет франчайзер (материнская компания, компания-продавец). Субъект, приобретающий франшизу, имеет название «франчайзи».
Самым ярким примером успешно построенного франчайзингового бизнеса является компания McDonald’s. Говоря проще, покупая франшизу, можно утверждать, что приобретается готовый бизнес.
Приобретая бизнес у франчайзера, отпадают головные боли с подбором необходимого оборудования. Оно будет предоставлено компанией-продавцом. Кроме того, покупка предполагает передачу рецептур, технической документации и так далее.
Это означает, что на их разработку тратиться уже не нужно. Персонал будет проходить обучение у специалистов компании-франчайзера. Кроме того, покупатель получит возможность пользоваться различными видами поддержки.
В первую очередь – это юридическое сопровождение. Кроме того, любая техническая помощь будет оказана при первой же необходимости. Как говорилось ранее, данная сделка предполагает право использования товарного знака. А значит, пропадает необходимость в раскрутке товара. Естественно, компания-продавец будет оказывать поддержку в рекламе продукции.
В вопросах маркетинга также львиную долю проблем возьмет на себя франчайзер. Вот что это франшиза дает плюсы при сделке. Но для того, чтобы правильно оценить ее выгодность, необходимо учитывать и минусы.
Основные минусы
Самой большой отрицательной стороной при сделке – что это франшиза является дорогостоящей. Во-первых, придется заплатить крупную сумму только за возможность пользоваться вышеперечисленными плюсами.
Эти деньги будут своего рода вступительным взносом. Естественно, что в случае расторжения сделки эта сумма не будет возвращена. Все, что было затрачено франчайзером на разработку и становление бизнеса, будет рассчитано и заложено в стоимость франшизы.
Следующим большим минусом является огромное количество ограничений, которое франзайзер будет накладывать на франчайзи. Ограничения уже начнутся с момента подписания договора.
Многие компании выдвигают требования даже к помещению. Например, арендованное помещение не может служить достаточным поводом для совершения сделки. Помещение должно находиться в собственности.
О развитии бизнесмена также не может идти речи. Компания-франчайзер будет полностью сковывать его действия. По сути, именно она продает свой товар. А франчайзи выступает лишь как посредник.