В условиях рыночной экономики часто возникают такие ситуации, при которых одна сторона (поставщик) поставляет товар либо оказывает услугу, а другая сторона (покупатель) получает и оплачивает данный товар либо услугу, но оплата производится не сразу, а спустя какое-то непродолжительное время.
Примером может служить оплата товаров и услуг с рассрочкой платежа. Такие операции называют факторингом. Так у поставщика товара появляются денежные требования к покупателю.
Иными словами, денежное требование - это финансовые обязательства одной стороны рыночных отношений перед другой за поставленные товары или оказанные услуги. Такие денежные требования имеют финансовую ценность для ее обладателя и могут быть переданы другим участникам рынка.
То есть данные требования можно продать другой стороне, а уже та сторона будет взыскивать остатки неоплаченных денежных средств с покупателя.
Первичный держатель денежных требований сразу получает оплату, а новый приобретатель долгов (финансовый агент) пускает в оборот имеющиеся у него денежные средства, при этом получает финансовое вознаграждение.
Участники факторинга
Участниками факторинга являются три лица:
-
Поставщик товаров или услуг, другими словами кредитор.
-
Покупатель товаров или услуг, другими словами дебитор.
-
Факторинговая компания (фактор) - это та сторона, которая приобретает денежное требование у кредитора и является посредником. Факторинговая компания приобретает дебиторскую задолженность у кредитора, выплачивая ему реальные денежные средства не дожидаясь окончания срока денежного требования.
Факторинг помогает всем участникам рынка испытывать минимальные риски и получить желаемый результат от совершенной сделки.
Поставщик товаров и услуг быстро и своевременно получает денежные средства, покупатель получает в срок свой товар либо услуги, а факторинговая компания получает денежные требования и некую комиссию за приобретение денежного требования.
Отличие факторинга от кредитования
При осуществлении операций факторинга не требуется вносить залог, а также привлекать поручителей.
Самое главное отличие факторинга от кредитования - это финансирование текущей деятельности субъектов рыночных отношений, то есть финансируются уже полученные товары либо оказанные услуги, а не будущие проекты.
Сроки факторинга очень гибкие, а комиссия, которую оплачивает поставщик факторинговой компании, гораздо ниже процентов при осуществлении кредитования.