Инвентаризация — это необходимая и полезная процедура, которая должна периодически проводиться, для выявления несоответствия фактического наличия денежных средств и объектов собственности организации с указанными цифрами в документации компании.
Проведение инвентаризации
Рассмотрим в каких ситуациях появляется необходимость в ее проведении:
- при сделках с недвижимостью и другими средствами компании: аренда, продажа и другие;
- проводить ее раз в год, перед формированием отчетности отделом бухгалтерии, для многих юрлиц достаточно такой периодичности для контроля над своими средствами.
- при совершении перемены в числе ответственных лиц компании;
- для того, чтобы своевременно выявить факты хищения в организации, для предупреждения таковых, а так же при порче имущества и нанесению убытков;
- при чрезвычайных происшествиях, связанных с форс-мажорными обстоятельствами, такими как: пожар, стихийные бедствия и другие негативные случаи;
- при принятии решения провести реорганизацию или реструктуризацию юридического лица.
Во всех этих случаях инвентаризация — это необходимый инструмент контроля за состоянием средств компании, позволяющий принимать адекватные меры по налаживанию ситуации при выявлении нарушений и нестыковки показателей.
Весь процесс по инвентаризации имущества должен проходить обязательные стадии. Для начала создается комиссия приказом руководителя, определяется план и цели ее проведения, обозначаются ответственные за эту процедуру лица.
Надо отметить, что в процессе ее проведения вводится запрет на перемещение товара, и любых других объектов собственности компании, даже внутри ее. Далее происходит сама сверка наличия имущества с данными по документам, итогом которой является акт сверки данных.
Он содержит все выявленные недочеты, и определяются мероприятия для их устранения. При необходимости, сверка может быть произведена повторно.
Ведомости, как виды актов инвентаризации
В процессе инвентаризации могут быть использованы многие формы документов, отличающихся задачей и смыслом их содержания. Так, среди прочих актов, можно выделить два варианта акта инвентаризации.
ИНВ-18 и ИНВ-19— это сличительные ведомости, призванные содержать в себе итоги инвентаризации основных средств компании, ее активов и ценностей, готовой продукции в случае, если были выявлены расхождения между данными в бухгалтерской документации и описями.
Составляется бухгалтером количестве двух штук, один экземпляр их которых создается для передачи ответственному лицу, второй остается в отделе бухгалтерии.
Ниже расположен типовой бланк и образец инвентаризационной ведомости вариант которого можно скачать бесплатно.