Назначение этого документа преследует лишь одну цель - доказать факт передачи и приема объекта - основного средства.
На практике акт применятся для введения имущества в эксплуатацию и постановки на инвентарный (бухгалтерский) учет в целях составления бухгалтерской отчетности.
Юридическая конструкция акта приемки-передачи основных средств
Сторонами акта выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели по заключенным гражданско-правовым сделкам.
Юридическое значение акта сложно переоценить - он выступает гарантией исполнения условий заключенной сделки либо как доказательство в случае разногласий сторон сделки, вплоть до судебно-правового спора.
Законодатель не предусмотрел обязательную форму акта, однако само назначение акта диктует ряд правил к форме и содержанию его оформления, апробированных в практической деятельности.
Требования к форме акта предполагают изготовление его в виде документа, который:
- утвержден подписями и печатями представителей каждой стороны сделки;
- изготовлен в двух и более (при необходимости) экземплярах для каждой стороны.
С учетом необходимости указания индивидуально-определенных признаков объекта к акту в обязательном порядке подлежит приложению техническая документация на объект основных средств.
Обязательные к заполнению реквизиты акта
Существет ряд требований к заполнению акта.
В нем должны указываться:
- полные данные сдатчика и получателя в акте, включая банковские реквизиты;
- сведения о дате принятия и списания с инвентарного (бухгалтерского) учета;
- номер акта и дата его составления;
- полные данные об объекте, в том числе место его нахождения на момент приемки-передачи, а также при наличии таковой информация об организации-изготовителе;
- указание на состояние объекта как на дату передачи, так и приемки к учету;
- краткая характеристика объекта и при наличии другие его индивидуальные признаки;
- в случае необходимости в акте требуется указывать результаты испытания объекта и наличие/отсутствие необходимости в его доработке.
- отметки бухгалтерии о выбытии объекта, а также его принятии на учет с открытием инвентарной карточки с обязательным проставлением личной подписи главного бухгалтера/бухгалтера.
Следует отметить, что несмотря на отсутствие установленных требований к акту и с учетом специфики передаваемых и принимаемых объектов основных средств рекомендуется для проверки технического состояния объекта, установления его признаков, а также других характеристик создавать комиссии как для сдачи, так и для приемки.
Это позволит обеспечить более высокую степень достоверности содержания этого документа.
Ниже расположен типовой бланк и образец акта приемки-передачи основных средств вариант которого можно скачать бесплатно.