Хотя бы раз в жизни каждый человек сталкивается с ситуацией, когда нужно пожаловаться в органы власти. Жалоба является одной из самых распространенных форм обращения в государственные органы.
Право человека защищать свои законные интересы, ущемленные государственными органами власти, гарантировано главным документом нашей страны – Конституцией Российской Федерации.
И это далеко не пустые слова, для каждого заявителя это означает, что его жалобу обязаны рассмотреть в строго обозначенный срок, выдать ответ и предпринять ряд мер, направленных на устранение причин, если речь идет о чем-то незаконном. Если же будет установлено противоправное действие или бездействие, то виновных должностных лиц при этом должны привлечь к ответственности.
Очень важно знать, что неправильно составленный документ или нарушения при его подаче могут повлечь за собой как получение отрицательного ответа по сути проблемы, так и не рассмотрение Вашей жалобы вовсе. Именно поэтому обратите внимание на эти простые, но важные правила при общении с государственными органами и должностными лицами.
Как правильно составить жалобу
Несколько советов, к которым следует прислушаться перед составлением и подачей жалобы:
Точность
Укажите в жалобе четкую цель, которую вы хотите достигнуть и те права, которые, по Вашему мнению, были нарушены. Требования не должны быть расплывчаты, не должно быть "жалобы ради жалобы". Даже если попадется человек, готовый помочь с вашим вопросом, но если Вы не указали четкую цель, сделать это будет затруднительно.
Конкретика
Не сетуйте на все мирские беды, на то, что раньше было хорошо, а сейчас все плохо и т.п. Ваша претензия, обращение, жалоба должны касаться конкретного человека или события.
Желательно подтверждать свои доводы доказательствами. Для этого приложите копии документов, которые подтверждают Ваши слова (очень часто речь идет о безосновательных отказах предоставить какую-то услугу или принять определенное решение в пользу заявителя, именно такой отказ надо приложить к своему письму). Если нет документов, но имеются свидетели, укажите их в жалобе и добавьте их контактные данные, чтоб с ними могли связаться для проверки информации.
Лаконичность
Не пишите огромные тексты, пытаясь в них изложить все, что только думаете по своему вопросу. Лаконичность, но емкость - залог того, что Ваше обращение, действительно, будет прочитано и понято. Люди, читающие сотни обращений в день, вряд ли оценят Ваши литературные изыскания.
Технические моменты
Помимо сути вопроса в обращении нужно указать полное наименование адресата - организации или ответственного лица, его должность. Указывается почтовый адрес для ответа на жалобу, свои ФИО, контактный телефон, уведомление о переадресации, дату, подпись. Учтите, что анонимные обращения не рассматриваются. Для дальнейшей переписки запишите входящий номер Вашего обращения.
После поступления жалобы в течение 30 дней должен быть дан ответ. В особых случаях этот срок может быть продлен, но об этом Вам обязаны сообщить, как и о причинах такого продления.
Очень важно на сегодняшний момент: многие жалобы могут быть поданы не лично, а через сайт государственного органа (это упрощает и ускоряет эту процедуру). Изучите соответствующий сайт того органа или лица, куда собираетесь отправить жалобу. Именно там указано: как и на какой электронный адрес можно отправить заявление. Добавьте в текст жалобы свой электронный адрес и укажите, что хотите получить ответ и на него. Так ответ по жалобе будет получен максимально быстро.
Если все же получили отрицательный ответ, не расстраивайтесь, помните, что Вы можете обратиться как к вышестоящему лицу, так и в прокуратуру, судебные органы или в юридическую фирму, которые профессионально разберутся в вопросе.
Составляйте обращения грамотно, сохраняйте свидетельства нарушения прав и законных интересов, а в случае затруднений, - обратитесь к юристу за бесплатной консультацией. Так Вы сможете восстановить свои права с минимальными потерями времени, нервов и денег.