Жалоба — это официальный документ, направляемый гражданином в определенный орган власти или должностному лицу для защиты нарушаемых прав.
С жалобой обращаются в вышестоящую инстанцию, согласно иерархии, принятой в той или иной системе органов.
Так же происходит и с должностными лицами — следуют правилу подчиненности.
Причины, по которым граждане составляют подобный документ:
- факт нарушения законных прав или свобод человека;
- создание ограничений для реализации прав;
- возложение на человека каких-либо обязательств, не соответствующих нормам закона;
- какое-либо действие, повлекшее вышеперечисленные нарушения.
При восстановлении справедливости, гражданин волен сам выбирать как он будет защищать свои права, он может:
- обратится сразу в судебные органы;
- направить заявление в вышестоящюю инстанцию, которой подчиняется орган власти или лицо, виновное в нарушении.
Обращение с жалобой в судебные органы власти
Если в таком случае не были удовлетворены претензии гражданина вышестоящими органами или должностными лицами, то он может смело идти в суд и обжаловать действия или наоборот - бездействия государственных органов, организаций, учреждений, должностных лиц, а так же их акты.
Законом регламентированы сроки для подачи жалобы в судебные органы:
- со дня, когда человек узнал, что нарушаются его права и по истечению трех месяцев;
- период длиной в месяц при получении отказа удовлетворить жалобу или если не получено никакого ответа за один календарный месяц ожидания.
Жалоба — это официальный способ обращения, может быть передан в устной форме. Но большее значение имеет в письменно оформленном документе, созданном в необходимом количестве, при этом один экземпляр оставляется себе.
На нем обычно ставить входящий номер при регистрации документа. Ее можно направить по почте или доставить лично.
С помощью жалобы оспаривают решения суда по гражданским делам первой инстанции:
- Апелляционная жалоба. Здесь оспаривается законность при вынесении решения судьей, возможна в течение десяти дней с момента составления полного текста решения. Направить ее нужно в тот же орган, который произвел первое решение. Рассматривается все дело заново, новые доказательства вносятся только при наличии особых причин.
- Кассационная жалоба. Таким способом можно оспорить законность всего решения или только его части, в течение десяти дней со дня принятия решения любого суда, кроме мирового. Без привлечения новых документов.
- Надзорная жалоба. С ней обращаются непосредственно в суд самой надзорной инстанции в течение шести месяцев как вступило в силу решение, при этом до этого должны быть исчерпаны другие возможности для оспаривания решения.
Ниже расположен типовой бланк и образец жалобы в суд вариант которого можно скачать бесплатно.
Читать документ далее