Ситуации, когда покупатель считает, что при продаже ему товара или услуги продавец нарушил его права, а последний по устному заявлению покупателя отказывается устранить указанные нарушения, к сожалению, нередки.
В указанных случаях, для внесудебной защиты предоставленных законом прав потребителей используется претензия – письменное требование.
Кому должна быть направлена претензия о защите прав потребителя
Определение адресата претензии зависит от оснований, по которым она подается.
- Продавцу или фирме, произведшей товар (по усмотрению покупателя) подается претензия в случае, если куплен товар с дефектом;
- Только продавцу можно адресовать требования, если разногласия возникли по вопросу обмена или возврата вещи нормального качества, которая просто не устраивает покупателя;
Следует помнить, что под продавцом подразумевается не магазин, как торговая точка, а юридическое лицо или физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, на которое он оформлен, соответственно и претензия адресуется предпринимателю или юридическому лицу.
Информацию о продавце можно узнать из чека, а сведения об изготовителе товара указаны на его упаковке. Если товар приобретен в одном из магазинов, входящих в сеть, претензию можно принести в любой магазин этой сети (при условии, что он оформлен на то же лицо, что и магазин, где был куплен товар).
Как должна быть составлена и подана претензия для защиты прав потребителя
Важность правильного составления и подачи претензии сложно переоценить, особенно если речь идет о законодательно установленных случаях, когда без соблюдения претензионного порядка решения спора с продавцом потребитель не сможет обратиться в суд для защиты своих прав.
Претензия пишется произвольно, но с обязательным указанием нижеуказанных сведений
- Наименование и место нахождения продавца/изготовителя.
- Подробные сведения о купленной вещи (наименование, артикул, серийный номер, цвет, размер и другие индивидуальные параметры);
- Основания для обращения (описания дефектов товара или причин, по которым он не подошел покупателю);
- Требования к продавцу/изготовителю. Указанный раздел претензии подлежит максимально четкому оформлению, требования лучше формулировать на основании текста Закона о защите прав потребителей (безвозмездное устранение недостатков товара, возмещение расходов на исправление дефектов, обмен на аналогичную вещь, соразмерное удешевление, возврат денег за покупку и т.д.);
- Срок, в течение которого ожидается ответ на претензию;
- Дата составления, контактные данные и подпись заявителя.
К претензии будет не лишним (хотя закон этого и не требует) приложить чеки на покупку, а также копии любых иных документов, указывающих на факты, описанные в тексте письма (например, акты осмотра сервисных центров, заключения экспертиз и т.д.).
Способ направления претензии не принципиален – можно отправить почтой, с курьером или лично принести в торговую точку или приемную организации, главное, чтобы у адресанта осталось подтверждение о ее поступлении к продавцу.
В качестве такого подтверждения подойдет уведомление о вручении, отметка о принятии, штамп входящей регистрации на копии претензии, оставшейся у заявителя.
Читать документ далее