В современном деловом мире стало доброй традицией выстраивать правоотношения, руководствуясь, прежде всего, общечеловеческими нормами. В том числе, если речь идет о разрешении конфликтных ситуаций, вызванных недобросовестным исполнением одной из сторон условий договора.
Восстанавливать попранное законное право в здании суда, не предприняв попытки договориться мирным путем – дело весьма неблагодарное. Даже потому, что сопряжено с серьезными материальными затратами, не говоря уже о времени и нервах.
Другое дело - обратиться к контрагенту с требованием - предложением на добровольных началах устранить нарушения, не рискуя при этом подорвать его репутации и утратить собственное лицо. Заявить о своем недовольстве имеет смысл, оформив его в виде претензии. Она имеет ряд существенных признаков, отличающих ее от иного рода обращений.
Признаки претензии
Претензия характеризуется следующими признаками:
-
всегда оформляется документально. Требований к содержанию претензии законом не установлено, однако оно не должно противоречить обычаям делового документооборота;
-
содержит требование, адресованное лицу, допустившему нарушение;
-
составление указанного документа пострадавшей стороной спровоцировано нарушением ее законных прав;
-
содержит требования ультимативного характера;
-
поскольку претензия – это попытка досудебного урегулирования спора, то она всегда сопровождается угрозой судебного разбирательства.
Оформление претензии
Предлагаем ознакомиться с перечнем общих рекомендаций, придерживаясь которых можно составить грамотную претензию и мотивировать адресата отреагировать в максимально сжатые сроки:
-
претензия, как и любой другой документ, содержащий обращение к адресату, имеет шапку, в которой указывается, кому и от кого она направляется, информация для обратной связи;
-
ниже, по центру, располагается наименование вида документа;
-
следующий по смыслу шаг – обстоятельное описание допущенных контрагентом нарушений, с указанием конкретных пунктов договора и норм права, регулирующих взаимоотношение сторон в соответствующей части;
-
далее излагаются законные требования пострадавшей стороны, также юридически обоснованные. Здесь целесообразно предложить нарушителю выдвинуть свои идеи выхода из сложившейся ситуации, при этом необходимо указать конкретные сроки;
-
следующим пунктом будет описание дальнейших действий в случае, если виновник спора не предпримет меры для исполнения требований в добровольном порядке;
-
ниже следует перечисление приложений к претензии. Это должен быть максимально исчерпывающий перечень так или иначе имеющих отношение к конфликту документов, будь то договоры, переписка, первичные бухгалтерские документы, акты, чеки, письма, отчеты и прочее;
-
претензия должна содержать информацию о дате и месте ее составления, ее необходимо заверить подписью и скрепить оттиском печати.