В современной России, основным законом является Конституция РФ, принятая в 1993 году.
В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации, законодательная власть входит в систему государственной власти в нашей стране. Здесь же декларируется ее независимость от других ветвей государственной власти: исполнительной и судебной.
Принцип разделения властей, является одним из основополагающих для любого правового государства. В соответствии с таким принципом, органы всех ветвей власти, выполняя возложенные на них обязанности, действуют независимо друг от друга, имеют самостоятельные структуры.
Порядок разделения властей изложен в отдельных главах Конституции РФ, которые определяют полномочия органов государственной власти. В настоящей статье мы рассмотрим основные особенности законодательной власти.
Понятие власти и сфера регулирования
Законодательная власть – самостоятельная ветвь государственной власти, органы которой отвечают за подготовку, разработку и принятие в установленном порядке законодательных и других нормативно-правовых актов, регулирующих все сферы жизнедеятельности нашей страны.
Законодательная власть является государственным органом представительства интересов всех социальных общностей в необъятной России, она выполняет функции по изданию законодательных актов, обязательных к исполнению всеми находящимися на территории Российской Федерации лицами (гражданами, лицами без гражданства, иностранцами, беженцами, и т.д.).
Во всех демократических странах данную власть представляют парламенты, в том или ином выражении. Парламент – высший представительный законодательный орган.
В нашей стране функции парламента выполняет Федеральное Собрание. Федеральное Собрание является органом, выражающем волю граждан Российской Федерации по формированию законодательства нашей страны, которое состоит из двух палат:
-
Совет Федерации (СФ). Включает в себя по два представителя от каждого субъекта РФ, а также по одному кандидату от каждого федерального представительного и исполнительного органа нашей страны.
-
Государственная Дума. Состав – 450 депутатов. Избирается на пять лет всенародным голосованием. Требования к депутатам: гражданство Российской Федерации, возраст не менее 21 года, обладание правом участвовать в выборах и избираться.
Запреты для представителей Федерального Собрания России (ФС)
-
Один и тот же гражданин не вправе одновременно являться членом Совета Федерации и Государственной Думы (ГД).
-
Депутат ГД не вправе быть депутатом другого представительного органа (органа местного самоуправления).
-
Депутат не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, в том числе исполнять обязанности по государственной службе, в той или иной степени участвовать в предпринимательской деятельности. В виде исключения, депутатам разрешается заниматься преподавательской деятельностью, вести научную и творческую деятельность.
Учитывая специфику и особенности профессиональной деятельности в Федеральном Собрании, члены СФ и депутаты Государственной Думы обладают специальным правовым статусом, а именно неприкосновенностью, т.е. не могут быть задержаны или арестованы, в отношении них не может осуществляться обыск или личный допрос.
Особый правовой статус для представителей законодательной власти действителен в течение всего срока полномочий представителей Федерального Собрания. Однако, в случае если их деятельность носит преступный или иной противоправный характер, то они могут быть лишены такого особого статуса. Порядок лишения неприкосновенности установлен в соответствующих законодательных актах и осуществляется на основании представления Генерального прокурора РФ.
Время действия палат ФС
Обе палаты Федерального Собрания являются постоянно действующими органами государственной власти. Свои полномочия они осуществляют раздельно посредством участия в заседаниях. В некоторых случаях возможно проведение совместных заседаний СФ и ГД. Как правило, все заседания являются открытыми. В случаях, когда безопасность страны и иные обстоятельства диктуют такую необходимость, могут проводиться закрытые заседания палат парламента.
Совет Федерации и Государственную думу возглавляют Председатели, которые избираются из своего состава путем голосования. Председатели обеих палат имеют заместителей. Д
ля подготовки проведения заседаний и упрощения текущей деятельности, палатами создаются комитеты и комиссии, полномочиями которых являются различные вопросы, отнесенные к компетенции такой палаты. Деятельность любой палаты, должна соответствовать определенному регламенту, который разрабатывается и принимается каждой палатой для себя отдельно.
Источники законодательной инициативы (Президент РФ, СФ, ГД, Правительство РФ, и т.д.) вносят свои предложения по принятию новых, или изменению и дополнению существующих законодательных актов в Государственную думу, комитеты, комиссии детально их прорабатывают и, в случае необходимости, выносятся на рассмотрение в заседание ГД. В дальнейшем, принятые Думой законы проходят одобрение в СФ, подписываются Президентом РФ и публикуются в официальных источниках, средствах массовой информации.
Полномочия Президента в отношении ФС
По инициативе Президента Российской Федерации, Государственная Дума может быть распущена. Если такое происходит, то Президентом назначаются новые всенародные выборы. Новая ГД, как орган законодательной власти, должна собраться на свое первое заседание в течение четырех месяцев после роспуска прежней ГД.
Не подлежит роспуску Государственная Дума, если она выдвинула обвинения Президенту РФ, до момента принятия соответствующего решения по такому вопросу СФ, также она не может быть распущена в период действия в стране чрезвычайного или военного положения, а также в течение 6 (шести) календарных месяцев до новых выборов Президента РФ.
Этот договор может быть Вам полезен: