Маркетинговая роль товарных знаков заключается в идентификации выпускаемой продукции. Имеется в виду ее маркировка для выделения из ряда аналогичных товаров.
Как правило, качество такой продукции лучше. Это дает возможность недобросовестным коммерсантам прибегать к использованию некорректных методов торговли.
Среди подобных методов можно выделить использование знака для маркировки своих (менее качественных) товаров без согласия на то владельца. Это может позволить увеличить объем реализации, хотя и на некоторое время.
Такое действие может нанести неоценимый ущерб репутации владельца знака.
Второй метод предполагает опосредованное получение прибыли. Компания-нарушитель специально оформляет заведомо некачественную продукцию для подрыва доверия к конкуренту.
Третий незаконный метод - это использование схожей маркировки для запутывания потребителя. Законодательство Российской Федерации предоставляет право защищать свой товарный знак. Для этого существуют два механизма: административный и гражданский.
Административный способ защиты
Если быть точным, этот метод называется административно-правовым. Он определяет набор инстанций, в которые можно обратиться с жалобой о нарушении прав на товарный знак. Этот список инстанций выглядит следующим образом:
- Вышестоящая (материнская) компания. Этот метод отстаивания прав может быть применен только к дочерним организациям.
- Палата, занимающаяся разрешением патентных споров.
- Антимонопольное министерство (по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства). Сюда можно обращаться в случае нарушения правил добросовестной конкуренции.
Гражданский (гражданско-правовой) метод защиты
Этот способ предполагает обращение за защитой в суд. Выбор судебной инстанции зависит от возможности (невозможности) ведения нормального диалога с правонарушителем. Если диалог имеет место, то по обоюдному согласию споры рассматриваются в третейском суде. Если нет, то жалоба направляется в арбитражный суд.
Результатом судебного разбирательства может быть следующее:
запрещение дальнейшего применения товарного знака в коммерческих целях,
возмещение понесенных убытков, связанных с нарушением права на использование товарных знаков.
получение компенсации в виде взимания штрафа.
Здесь необходимо заметить, что обосновать убытки бывает крайне сложно, а иногда и невозможно. В этом случае целесообразно требовать штраф. Его размер может достигать пятидесяти тысяч рублей.
Чтобы определиться, что имеет смысл требовать, нужно обратиться за советом к юристу.