Любой работодатель неизбежно сталкивается с вопросами организации трудового процесса и необходимостью регламентировать трудовые отношения среди персонала.
Согласно действующему трудовому законодательству для регламентации трудовых отношений сторон обязательны следующие документы: штатное расписание, правила трудового распорядка, графики сменности и отпусков, правила охраны труда и обработки персональных данных.
Помимо этого, есть несколько документов, которые необязательны и лишь рекомендованы к использованию, вследствие чего многие не до конца осознают их полезность. К такой категории документов относятся и должностные инструкции.
Что такое должностные обязанности и их необходимость
Это права, обязанности и основные функции, которым работник должен следовать в течение всего рабочего времени. Регулируются они при помощи законодательства по охране труда и должностной инструкции конкретного предприятия.
Общие обязанности, прописанные в ТК РФ, следующие:
-
добросовестно исполнять обязательства по договору;
-
выполнять нормы трудовой дисциплины;
-
следовать внутреннему распорядку;
-
выполнять трудовые нормы и требования по безопасности труда;
-
беречь имущество работодателя и сообщать о возникновении любых чрезвычайных ситуаций.
Помимо этих, существуют и непосредственные, связанные с конкретной должностью, обязанности работника.
Они регламентируется только трудовым договором или должностной инструкцией конкретной организации, обязательны наравне с обязанностями, прописанными в законодательстве и работник должен быть ознакомлен с ними «под роспись».
Для чего нужна должностная инструкция
В первую очередь, это часть кадровой документации, в которой отражены должностные обязанности работника.
Такие инструкции обязательны во всех государственных организациях и составляются в них по типовой форме. Однако в случае с частным бизнесом не обязательны ни форма, ни ни само её наличие. Однако её наличие может быть выгодно работодателю.
Грамотно составленная должностная инструкция распределяет обязанности и функции каждого элемента организации.
Основные плюсы её наличия:
-
Работодателю гораздо проще выбирать кандидатов на эту должность.
-
Новый работник будет гораздо проще адаптироваться и вливаться в трудовой процесс.
-
Оценка результатов деятельности, основание для повышения квалификации сотрудника.
-
Решение дисциплинарных проблем.