В обычном режиме своей хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, ИП во всех сферах экономики, их материальные и иные ресурсы имеют свойство расходоваться, изнашиваться, портиться. На производственных предприятиях нередко бывают браки.
По таким причинам всегда возникает необходимость избавиться от таких товарно-материальных ценностей, то есть приходится их списывать с бухгалтерского баланса субъекта хозяйственной деятельности.
Что из себя представляет акт о списании
Это документ, представляющий из себя описание события внутри подразделения хозяйствующего субъекта по результатам рассмотрения вопроса о списании материальных ценностей с материально ответственного лица.
Указанный документ имеет утвержденную унифицированную форму. Допускается и произвольная форма. При этом, в нем должны содержаться необходимые и достаточные сведения.
Такие акты составляются при списании:
-
товаров;
-
материальных ценностей;
-
основных средств.
Как формируется акт о списании
По общепринятым нормам само решение о списании принимается коллегиально. Поэтому часто на предприятиях формируется постоянно действующие рабочие комиссии, в которые включаются несколько квалифицированных в той или иной специальности сотрудников предприятия.
На лицевой стороне акта пишется наименование предприятия, его структурное подразделение, место нахождения, дата. Далее указывается состав комиссии: его председатель, фамилия и инициалы, затем также фамилии и инициалы остальных членов комиссии.
В тексте указывается:
-
основание для составления акта;
-
дата поступления списываемых ценностей;
-
причины их списания (истек срок годности, испортились, пришли в негодность в результате механического повреждения, сломались и восстановлению не подлежат и так далее);
-
наименование;
-
единица измерения;
-
масса, количество;
-
цена единицы измерения;
-
стоимость.
После перечисления списываемых товарно-материальных ценностей в конце выводится итоговая цифра их стоимости и прописывается в рублях. Готовый акт подписывается всеми членами комиссии и материально ответственным лицом.
Он составляется в нескольких экземплярах. Один экземпляр остается у материально ответственного лица, второй экземпляр передается в отдел бухгалтерии предприятия и еще экземпляр остается в подразделении(цехе), где числились списываемые активы.
К примеру, рассмотрим акт списания основных средств. Установленная для них форма называется №ОС-4. По этой форме списываются транспортные средства, производственный инвентарь, литература, исключенная из библиотеки.
В таких актах отражается:
-
техническое состояние;
-
основание списания;
-
его начальная цена;
-
величина износа в рублях;
-
стоимость ликвидации;
-
стоимость материалов, из которых он состоит (лом);
-
разница между ликвидационными расходами и выручкой от продажи лома.
Актами о списании оформляются и пришедшие в негодность специальная одежда, обувь и быстроизнашивающиеся приспособления.
Ниже расположен типовой бланк и образец акта о списании, вариант которого можно скачать бесплатно.
Читать документ далее