Организациям и предприятиям закон разрешает использовать основные средства (активы) по своему усмотрению, в том числе и передавать на определённых условиях сторонним лицам. Но, в то же время, все операции с активами должны найти своё отражение в документах бухгалтерского учёта, это так же требование законодательства. Давайте разберемся, что же такое передача основных средств.
Если при продаже имущества всё понятно, определена стоимость, в соответствии с ней можно провести бухгалтерский учёт и вычислить размер налога по такой операции, то при передаче, в основном безвозмездной, то есть попросту дарении того или иного вида собственности, возникают сложности с отражение операции в бухгалтерских документах и определении денежного выражения такой передачи.
Сложности
Допустим, организация решила передать бесплатно в собственность другой организации, пустующее и не нужное ей здание. Договор дарения между юридическими лицами, по закону РФ, заключать нельзя. Возможно оформление такой операции договором безвозмездной передачи основных средств.
Теперь бухгалтеру первого предприятия требуется отразить такую сделку в документации, но, если бы здание было продано, то внеся в необходимые статьи баланса сведения о стоимости проданного имущества, не составит труда вычислить размер налогов, подлежащих уплате в казну государства. А в случае передачи, деньги за имущество не получаются, а движение активов всё равно придётся отразить в балансе. А для этого необходимо оценить передаваемое имущество.
В ряде случаев, когда передаётся что-либо требующее оформления специальных прав на владение, передающий может понести дополнительные расходы. Оформляется передача основных средств, специальными формами учёта, принятыми в бухгалтерском делопроизводстве, заполняются бланки таких форм, в соответствии с нормами, утверждёнными для такого вида учёта.
Следует отметить, что такие операции, по сути дарение имущества, в большинстве случаев проводятся собственниками тогда, когда содержание передаваемого в дар имущества обходится дороже, чем затраты на его передачу кому-либо. Таким образом, эти не нужные основные средства списываются с баланса предприятия или организации и перестают приносить убытки.
Для подтверждения проведённой сделки, передающим имущество и принимающей стороной составляется акт о приёме-передаче имущества и вместе с договором служит доказательством произведённого.