Ни один покупатель не застрахован от такой неприятности, как покупка товара, от которого можно пострадать или которым невозможно пользоваться из-за плохого качества.
Защитить свои интересы, в том числе, вернув потраченные на некачественную вещь деньги, потребителю позволит знание правовых возможностей, которые предоставляет ему действующее законодательство.
Некачественный потребляемый товар
Под потребляемым товаром понимаются вещи, которые расходуются в процессе их потребления (еда, бытовая химия, косметика, парфюмерия и т.д.). Специфика данных товаров такова, что имеющиеся в них недостатки можно обнаружить практически сразу.
Кроме того, законом предусмотрено предъявление продавцу испорченного товара для подтверждения своих требований.
С учетом данных обстоятельств покупателю целесообразно обращаться с заявлением о ненадлежащем качестве вещи в максимально сжатые сроки. Закон же ограничивает срок обращения с претензиями по таким товарам сроком их годности.
В целях защиты своих прав покупатель может заявить следующие требования
- вернуть часть или всю оплату за товар или обменять его на аналог;
- компенсировать все расходы, которые были произведены для восстановления своих нарушенных прав;
- компенсировать моральный вред.
Указанные требования можно адресовать либо продавцу, либо изготовителю, за исключением случаев, когда продан товар с прошедшим сроком годности (за указанное нарушение отвечает только продавец).
Некачественный товар длительного использования
Под товарами длительного потребления понимаются вещи, которые не расходуются в процессе их потребления (мебель, техника, одежда, транспорт и т.д.). Как правило, они более дорогостоящие, чем потребляемые товары, поэтому именно по поводу таких вещей чаще всего возникают споры о качестве.
Недостатки в товарах, рассчитанных на длительное использование, могут проявиться не сразу, поэтому законодателем установлено, что требования об их устранении могут быть предъявлены в течение достаточно длительного срока - в период действия гарантии (а если она не установлена – в течение 2 лет со дня передачи товара). Если продавец и изготовитель установили гарантийный срок разной длительности покупатель вправе ориентироваться на больший из них.
Если продавец сомневается в том, что неисправности в товаре были до его продажи, а не явились результатом его эксплуатации, он вправе настаивать на проведении экспертизы, но за свой счет
Лицо, купившее неисправный товар, вправе по собственному усмотрению выбрать один из следующих вариантов требований
- бесплатный ремонт вещи или оплата расходов на ее ремонт, осуществленный третьим лицом;
- удешевление и, соответственно, возврат части стоимости вещи;
- обмен на исправный товар такой же или иной марки с выплатой разницы в цене;
- полный возврат уплаченных за товар денежных средств.
Кроме этого, покупатель имеет право на возмещение всех убытков, которые он понес в связи с приобретением некачественного товара и компенсацию морального вреда.
Все вышеуказанные требования можно адресовать как непосредственно продавцу, так и фирме-изготовителю товара.
Следует помнить
Если от некачественного товара пострадали здоровье, жизнь, или имущество, с требованиями о возмещении причиненного вреда к продавцу может обратиться не только лицо, которое непосредственно приобрело данный товар, но и любой пострадавший, даже если он не вступал в правоотношения с продавцом.