Претензия - это, в первую очередь, инструмент защиты потребителей, если их права нарушаются. Часто потребители в таких ситуациях бросаются из крайности в крайность. Например, вместо предъявления претензии, они пытаются путем скандалов требовать решения проблемы, или же обращаются сразу в суд. Судебные органы в некоторых ситуациях берутся за рассмотрение исков, только если имела место выставленная претензия.
Как составить претензию
Единой формы составления документа не установлено.
По общим правилам в претензии должны быть раскрыты следующие важные сведения
-
данные о пострадавшем потребителе;
-
данные о стороне, причинившей ущерб;
-
суть выставляемой претензии, где подробно должны быть все обстоятельства случившегося;
-
при наличии прилагаются все подтверждающие документы, правильнее в этой ситуации приложить не оригиналы документов, а их копии.
Претензию можно передать продавцу лично. Тогда ее необходимо подготовить в двух экземплярах. Второй экземпляр с отметкой продавца о получении нужно оставить себе. Он понадобится при дальнейшем обращении в суд.
Срок рассмотрения претензии
Четко установленных сроков для рассмотрения претензии в законодательстве нет. Подобные пункты, в первую очередь, должны содержаться в договоре, если он заключался, обычно, если хотя бы одна из сторон является юридическим лицом.
Кроме того, непосредственно в претензии покупатель может конкретно оговорить сроки, в течение которых продавцу необходимо претензию рассмотреть и предоставить на нее ответ. Это не обязательно должно быть сиюминутное удовлетворение всех требований. Первоначально продавец может сообщить лишь о том этапе, на котором находится рассмотрение, предложить какие-либо свои варианты решения проблемы, или сообщить ближайшие возможные сроки ее решения. Так вот, срок, который продавец выставит в своей претензии, не может быть меньше, чем тот, что установлен законодательством.
Можно отправить документ почтой. В такой ситуации обязательно уведомление о получении письма продавцом.
Если имеет место приобретение некачественного товара, то жалобу нужно подать в течение гарантийного срока, иначе продавец имеет право не возмещать ущерба и не выполнять требований покупателя. В общем порядке для замены товара у продавца имеется 7 дней, на возврат денежных средств и расторжение договора - 10 дней, а устранение недостатков может занять до 45 дней.
Обращение в суд становится неизбежным, когда ответа на претензию так и не поступило, полученный ответ не устроил пострадавшую сторону, ответ получен, но сроки возмещения ущерба все равно были пропущены продавцом.