Наряду с гражданским, трудовым и уголовным правом, отрасль семейного права занимает достойное место в российском законодательстве. Испокон веков, семья считалась основой общества, которая также нуждается в правовом регулировании. Семейное право состоит из правовых норм, которые регулируют семейные отношения. Семейные отношения могут складываться в результате заключения брака или основываться на родственных связях граждан. Как правило, семейные отношения носят не имущественный характер, однако некоторые из них перекликаются и с имущественными взаимоотношениями сторон.
Основным законодательным актом в области семейного права является Семейный кодекс РФ. Кодекс принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года и действует с изменениями и дополнениями по настоящий момент. Федеральное законодательство в области семейного права также подкрепляется иными нормативно-правовыми актами. К таким актам относятся законодательные акты субъектов Российской Федерации, подзаконные акты, и т. д. Некоторые семейные отношения регламентируются договорным правом. В части не противоречащей семейному законодательству, граждане вправе заключить брачный договор, в котором оговорить имущественные права и обязанности супругов.
В настоящей статье, мы постараемся рассмотреть некоторые новеллы, которые произошли в семейном праве и были внесены в Кодекс 2013 года. В текущем году были внесены изменения и дополнения редакцией от 02 июля, а также подготовлены изменения, вступающие в силу 1 сентября 2013 года.
Редакция Кодекса от 02 июля 2013 года предполагает изменить или дополнить следующие положения:
1. Законодательством были внесены дополнения в статью 55 и конкретизирован перечень лиц, с которыми ребенок вправе общаться при возникновении экстремальных ситуаций за помощью. Данный перечень является исчерпывающим и не может изменяться кроме как путем принятия нормативно-правового акта соответствующего уровня. Не смотря на то, что в предыдущей редакции Кодекса лиц, имеющих право общаться с ребенком, не ограничивался только родственниками, а включал в себя также иных лиц (например: опекунов, попечителей и т.д.), не все имеющие право на общения могли быть допущены к нему при возникновении экстремальных ситуаций. Новой редакцией статьи 55 данная коллизия законодательства была устранена и перечень родственников, допущенных к общению с ребенком в экстремальных ситуациях, был расширен «лицами их заменяющими».
2. Дополнена статья 77. Полномочиями по немедленному отобранию ребенка в установленных законодательством случаях также были наделены главы муниципальных образований (в случае наличия в их структуре органов, наделенных полномочиями по опеке и попечительству).
3. Значительно расширены полномочия органов занимающихся опекой и попечительством путем наделения их правами и обязанностями по защите законных прав (интересов) детей, оставшихся без попечения родителей. Теперь, в порядке, установленном на законодательном уровне, данные органы власти обеспечивают защиту прав ребенка вплоть до окончательного решения вопроса об его устройстве.
4. В предыдущей редакции документа, органы местного самоуправления не являлись субъектами опеки и попечительства. Данные полномочия целиком были возложены на федеральные органы исполнительной власти, а также соответствующие структуры субъектов Российской Федерации. При условии их наделения соответствующими полномочиями на законодательном уровне субъекта нашей страны, теперь они могут обладать всей полнотой власти и нести соответствующие обязанности.
5. Пунктом 1 статьи 123 ограничен срок нахождения детей, оставшихся без соответствующего попечения, в существующих организациях для детей – сирот временем, необходимым для решения вопроса об их устройстве на воспитание в соответствующую семью.
6. Новой редакцией Кодекса увеличен срок нахождения данных о детях, нуждающихся в усыновлении. Теперь, право на усыновление может возникнуть у граждан нашей страны, постоянно проживающих за ее пределами, только по прошествии двенадцати календарных месяцев со дня поступления информации о таких детях в федеральный банк данных, ранее данный срок составлял лишь шесть месяцев.
7. Статьей 127 вводится обязательное медицинское освидетельствование лиц, претендующих на усыновление (удочерение) детей. Данное действие будет направлено на выявление лиц, которые по состоянию своего здоровья не могут быть усыновителями. Перечень заболеваний, наличие которых у лица делают невозможным удочерение (усыновление) этим гражданином ребенка устанавливается Правительством Российской Федерации или уполномоченным им органом исполнительной власти. Порядок освидетельствования также устанавливается органами государственной власти. Медицинское освидетельствование проводится бесплатно, в рамках государственных гарантий. Лица, не прошедшие такое освидетельствование или же у которых при таком медицинском осмотре были выявлены заболевания, находящиеся в запретительном перечне, не могут претендовать на право быть усыновителем (удочерителем).
8. Статьей 155.2 увеличен возможный срок временного нахождения ребенка в семье, проживающей на территории России с одного месяца до трех месяцев, в исключительных случаях этот срок может быть продлен на неопределенный срок, при этом однократное, непрерывное пребывание ребенка в одной семье не может превышать шесть месяцев.
В данной статье мы рассмотрели лишь некоторые изменения и дополнения, внесенные в рассмотренный документ в июле 2013, а, начиная с 1 сентября 2013 года, в него вносится еще ряд изменений и дополнений, о которых мы постараемся рассказать в других статьях, расположенных на нашем сайте.