Трудовой кодекс Российской Федерации (сокращенное наименование Кодекс) – законодательный акт, заменивший в 2002 году ранее действующий Кодекс Законов о Труде. Данный документ определяет порядок и правила взаимоотношения работодателя и работника, в связи с исполнением последним трудовых функций. Кодекс имеет приоритет перед другим законодательством о труде (законами, Указами, Постановлениями и т.д.). По своей юридической силе он уступает лишь Конституции РФ.
Что же нового несет нам трудовое законодательство? Какие изменения внесены или будут внесены в Кодексе? В данной статье рассмотрим лишь некоторые нововведения.
Внесены изменения в правила утверждения и внутреннего содержания коллективных договоров (соглашений) между работодателем и представителями работников. Нововведения сделали обязательным внесения в соглашения позиции о гарантиях, компенсациях и льготах, предоставляемых работникам, также должны быть отражены вопросы занятости, повышения квалификации, порядок увольнения.
Как и все локальные документы, рано или поздно, коллективный договор - встает вопрос об изменении или доработке существующих версий и соглашений между сторонами. Однако, данный вопрос очень тонкий, так как всегда затрагивает материальные и иные права, как работников, так и работодателей. Не всегда удается найти компромисс. Итак, трудовой кодекс 2013 предусматривает следующее решение данной проблемы.
Если, между сторонами переговоров не удается найти согласия по отдельным пунктам в течение трех месяцев с момента начала переговоров, то теперь, стороны обязаны подписать документ в редакции, не имеющей противоречий сторон, вместе с этим документом составляется протокол разногласий. Протокол подлежит обязательному дальнейшему утверждению сторонами, при этом, сроки дальнейших переговоров Кодексом не установлены.
Новым законодательством разъяснены некоторые вопросы регистрации указанных выше документов. Документы, заключенные на федеральном уровне, а также акты межрегионального характера должны в обязательном порядке регистрироваться органами исполнительной власти, имеющими данные полномочия. Отраслевые, а также межотраслевые документы на федеральном уровне регистрирует Федеральная служба по труду и занятости. Учитывая данное обстоятельство, законодательством субъектов нашей страны должна быть предусмотрена возможность наделения таковыми полномочиями по регистрации соглашений (коллективных договоров) органов местного самоуправления полномочиями.
В случае, если на местном, региональном, межрегиональном, федеральном уровне отсутствуют объединения работодателей, то данные полномочия осуществляют общероссийские, межрегиональные, региональное, местные объединения работодателей. Обязательным условием делегирования данных полномочий является соответствие такого объединения требованиям, установленных федеральным законам для соответствующих объединений работодателей.
Что касается вопросов соглашений, регулирующих оплату труда работников, то разработанные документы должны включать зависимость размеров минимальных тарифов по оплате, утвержденных работодателем (тарифных ставок) или должностных окладов в обществе (предприятии, организации). Также должна быть отражена зависимость размера заработной платы и размера ее условной (постоянной части). Обязательно должны быть определены порядки соотношения заработной платы (ее частей) и условно-постоянной частью, утвержденной соглашением сторон. Подписываемые сторонами документы должны содержать утвержденные правила повышения заработной платы работников организации в привязке к реальным событиям.
В описываемом периоде, законодательными органами рассматривались возможности прямого запрета выплаты заработной платы в наличной форме. Такой законопроект запрет на выплату заработной платы, кроме как перечислением на банковские карты работника. Данная новация должна была послужить повышению контроля за собираемостью налогов в нашей стране, а также уменьшению преступных посягательств на денежные средства в период обязательных ежемесячных выплат. В настоящий момент данная новация вряд ли осуществима, так как не вся территория нашей страны оборудована соответствующими техническими средствами.
Благая цель, в очередной раз упирается в жесткие реалии жизни. Уровень экономического развития в регионах страны разная, а, следовательно, не всегда можно технически обеспечить данное техническое нововведение.
Трудовое законодательство претерпело изменения в части определения порядка отдыха в новогодние праздничные дни 2013 года, а также последующих годов. Ограничен размер новогодних праздников. Теперь они будит длиться с 1 по 8 января. Освободившиеся праздничные дни, Правительство нашей страны должно добавлять к другим праздничным дням. Трудовым кодексом, высвободившиеся праздничные дни были перенесены на майские праздники. Однако, это не догма и в других периодах может быть другой порядок распределения высвобождаемых праздничных дней.
Законодатели, изменениями в трудовой кодекс РФ ходят закрепить превилигированное положение работников по отношению к другим кредиторам предприятия. Данная норма права предполагает первоочередную выплату заработной платы и иных отчислений работникам общества перед другими кредиторами.
Давно назрела необходимость законодательно урегулировать дистанционный труд работников. Однако, в должной мере, данный вопрос не проработан. Тем не менее, данная область трудовой деятельности подлежит более детальному изучению и законодательному закреплению в Кодексе.
В заключение, хотелось бы отметить, что на нашем сайте размещены различные статьи и документы, посвященные трудовому законодательству. В дальнейшем, мы постараемся более детально углубиться в рассматриваемую тему, в том числе держать на контроле изменения, вносимые в тк рф. Если у Вас возникли вопросы по трудовому законодательству, то Вы можете обратиться за консультацией к юристам нашей фирма, также Вы можете заказать составление необходимого документа по персональному заказу. Обращайтесь к нам, и мы постараемся Вам помочь.